Этим материалом мы открываем новый подраздел в наших краеведческих публикациях – «история одной фотографии». В этом разделе мы планируем публиковать небольшие рассказы с интересными фактами о том или ином историческом объекте. Сегодня речь пойдёт о зданиях на углу Комсомольского переулка и улицы Энгельса, известных своей «готичностью».
Интересно, что с «готичностью» едва не вышла промашка. 31 июля 1914 года Германия предъявила России ультиматум и вскоре объявила войну. Практически сразу после этого по всей Российской Империи было запрещено использование элементов готики в архитектуре. Но купцу Заборину, которого по-современному назвали бы застройщиком, повезло – здания на углу Овражного переулка и Панской улицы он успел достроить до запрета.
Личность Ермила Николаевича Заборина вообще весьма примечательна. Волей случая он оказался одним из первых капиталистов-«бизнесменов» новой волны, которые успешно приспособились к реалиям николаевской России начала XX века и успешно осуществляли свои операции, находя компромисс между различными интересами многочисленных «групп влияния». Вообще, такой стиль ведения бизнеса весьма похож на стиль современных «успешных предпринимателей». Немудрено – страна-то та же!
Во первой половине 1913 года в Симбирске властями начался активный поиск здания для размещения землемерного училища, благо необходимость назрела уже давно. Этим шансом и решил воспользоваться Заборин – в те годы, как и сейчас, близость к государственному карману гарантировала безбедное существование.
В «активах» у купца оказался участок в Овражном переулке недалеко от бани на пересечении с улицой Панской. А вот денег достаточно не было. Но Заборина это не остановило, и уже в апреле 1013 года он согласовывает с земельной управой проект здания в стиле «готика». «Пробивание» проекта не обошлось без участия директора училища, который ходатайствовал за проект и в управе и в управлении межевой частью. Настала пора приступать к строительству, но, напомним, денег у Заборина на него не было. Хватало, по-видимому, лишь на первый этаж. И тогда купец осуществил операцию, которой могут позавидовать даже современные девелоперы – он несколько раз заложил недостроенный дом.Выглядело это так. Построив первый этаж, Заборин тут же его заложил под залог самого здания. На эти деньги был построен второй этаж. Здание, соответственно, «обладало 75 % степенью готовности» и за него можно было уже намного больше денег под его залог. Что предприниматель и сделал, достроив на эти деньги последний этаж и выполнив отделку. Кроме того, денег хватило и на то, чтобы пристроить со стороны переулка и сравнительно небольшой двухэтажный доходный дом в том же стиле.
Сегодня в здании бывшего землемерного училища располагается один из корпусов Политехнического университета. Многие, даже старожилы, именно его называют «доходным домом Заборина». И хотя это не совсем так, трехэтажное здание можно считать «доходным» – арендную плату с землемерного училища Зарубин получал исправно, за счёт чего быстро погасил «кредиты». Такому арендатору позавидовали бы даже владельцы современных торговых центров…
Дополнительный доход приносил и двухэтажный «доходный дом», который купец стал сдавать тем, кого сейчас назвали бы мелкими и средними предпринимателями. Среди них оказались купцы Кошелев и Данилов, открывшие в здании «номера».
Интересно, что после революции Заборин не утратил предпринимательской жилки и, по данным некоторых краеведов, продолжал свои успешные операции в китайском Харбине, где была очень велика доля русских эмигрантов. Что и немудрено – бизнесмен с таким талантом обычно до гробовой доски остаётся верен следованию своему деловому азарту…